Тест вентиляторов Scythe GentleTyphoon

Scythe GentleTyphoon – это без сомнения одни из самых популярных вентиляторов, в первую очередь для установки на радиатор. Невысокая цена, малый уровень шума и хороший воздушный поток – это именно то, за что люди любят эти вентиляторы. Но так ли они хороши на самом деле?

Поставляются вентиляторы в небольшой упаковке из прозрачного пластика:

1

На лицевой части можно обнаружить скорость вращения вентилятора, воздушный поток, уровень шума и потребляемый ток. Также производитель не поскупился на эпитеты: Hyper Cooling (Гипер охлаждение), Nano vibration (Привет, Сколково. Слово Nano/нано сейчас пишут везде где только можно и нельзя. Думаю, что в данном случае под этой фразой производитель подразумевает «низкий уровень вибраций», а не «микро/нано вибрации».) и Comfortable tone (под этим подразумевается, что частота издаваемого вентилятором звука находится в комфортном для человеческого уха диапазоне. Проще говоря, звук вентилятора не назойливый). Так же можно подчерпнуть информацию о сроке службы в 100 000 часов (4167 дней или почти 11,5 лет. Ага, только многие жалуются, что не проходит и пары месяцев, как GentleTyphoon может начать трещать) и длине основного кабеля в 300 мм.

Оборотная сторона упаковки также пестрит различной информацией, причем на 5 языках сразу:

2

В таблице указаны основные характеристики вентилятора, а ниже начинается чистой воды маркетинг на тему уникального и запатентованного импеллера, который творит чудеса по соотношению шум/производительность. Нас же больше интересует рисунок в нижней части, на котором отображается схема двигателя вентилятора. Рассмотрим его поближе:

6

Заодно я захватил еще один абзац, в котором расписывается, что крыльчатка вентилятора была спроектирована таким образом, чтобы исключить неприятный для человеческого уха шум.

Ниже же можно видеть вышеупомянутый рисунок. Я решил немного внести ясности, для этого обозначил каждый элемент, результат ниже:

6

Рассмотрим более подробно по цветам:

Желтый – это монолитный корпус, включая спицы, на котором крепится статор вентилятора и специальную втулку (желтый вертикальный цилиндр), в которой располагаются подшипники. На этой же втулке плотно сидит статор, а под ним и плата с управлением.

Фиолетовый – подшипники. В Scythe GT используется целых 2 шарикоподшипника, более того, производитель заявляет, что каждые вентиляторы балансируются вручную. Проверить это в реальности довольно сложно, но стоит отметить, что балансировка у GT идеальная. Кстати, на центре ротора (на оси) и на краю ротора стоят точки от черного маркера (их видно даже через упаковку – по центру и на 10 часов на самом первом фото). Возможно, что 9 прямоугольных прорезей в роторе как раз и служат для балансировки.

Светло-фиолетовый – постоянный магнит. Он вклеен в сам ротор (в алюминиевый кожух, если точнее, а уже на этот кожух приклеена крыльчатка. На рисунке этот кожух имеет бледный серый цвет).

Розовый – статор, на котором расположились обмотки. Впрочем, более правильно данный элемент называть индуктором мотора. Как и в большинстве вентиляторов, в Scythe GT применяется индуктор с 4 полюсами.
Индуктор очень плотно садится на ту самую втулку корпуса. Хорошо сбалансированная крыльчатка на хороших подшипниках вибрации не производит. А вот сам мотор может, т.к. при коммутировании обмоток как раз и возникает вибрация. Проще говоря, когда у индуктора меняется полярность, то при «проталкивании» крыльчатки еще на ¼ оборота вперед сам индуктор стремится провернуться в обратную сторону. При этом появляются не только вращательные силы, но и поступательные. Все это передается на корпус и появляется вибрация. Инженеры не только идеально сбалансировали саму крыльчатку с ротором, но и сделали виброизоляцию индуктора мотора относительно корпуса, тем самым минимизировав вибрацию вентилятора. Могу сказать, что получилось у них довольно неплохо – вентилятор даже при высоких оборотах отличается как умеренным уровнем шума и вибраций.

Но эти инженеры вовсе не из Scythe, а из японской корпорации Nidec Servo, производящей сервоприводы, коллекторные и бесколлекторные моторы, шаговые моторы и драйвера (драйвер – это специальная управляющая микросхема, а не то что вы подумали) и вентиляторы.

К слову, в оригинале вентилятор носит точно такое же название – GentleTyphoon, но справедливости ради стоит отметить, что существует 2 различные модификации. Представляю вам datasheet на первую и на вторую. В нашем случае речь идет о первой модификации, но обратите внимание на вторую, а точнее на необычное кольцо на крыльчатке. Крайне интересно было бы протестировать подобные вентиляторы.

Изучаем datasheet и обнаруживаем крайне занимательную строчку: «Noise values shown (at 1m) were converted as follows subtract 12dB from actual noise messurements taken at 25 cm (as shown in the noise graph below)», т.е. цифры на самом то деле получены путем вычитания из уровня шума с 25 см величины в 12 дБ. Можно ли говорить о какой-нибудь объективности? Для модели со скоростью вращения 1850 об/мин на максимальной скорости уровень шума с 30 см составил 43,1 дБ, а в таблице минимальный уровень шума (от которого и отнимают 12 дБ) – 38 дБ. Впрочем, на 1850 об/мин вентилятор прокачивает около 0,85 кубического метра в минуту, на графике при подобном воздушном потоке значится цифра в 40,5 дБ, что уже ближе. Вентиляторы там тестируются при идеальных условиях, отсюда и подобные значения. Кстати, советую обратить внимание на S-образную кривую посреди нижних графиков, ее мы еще увидим.

Нетрудно заметить, что и в datasheet представлены всего 3 модели: 1450, 1850 и 2150 об/мин, причем каждая в двух исполнениях – 12 и 24 В. Первые две попали ко мне на тесты, а вот вторая под брендом Scythe не выпускается. Там же пишут, что при желании можно заказать вентиляторы с другими параметрами, отсюда и произошли еще 3 модели: 500, 800 и 1150 об/мин. Впрочем, скорость вращения можно варьировать путем изменения обмотки индуктора, а управляющая схема остается без изменений.

Давайте посмотрим на таблицу с заявленными техническими характеристиками:

1

Сразу же бросается в глаза крайне узкий диапазон напряжения для младших моделей – 10-13,2 В. С учетом того, что от БП можно получить максимум 12 В, а еще прибавить сюда падение напряжения на реобасе, то выходит совсем грустно. И если модель с 500 об/мин (она, кстати, ко мне на тесты не попала) не нуждается в регулировке, то 800 и 1150 об/мин модели на максимальных оборотах на радиаторе все же издают шум.

Основная причина в том, что магнит, установленный в роторе, довольно слабый. Но благодаря большому диаметру, момент на крыльчатке сравним с оным у обычных вентиляторов, что и позволяет достигать скорости в несколько тысяч оборотов в минуту. Зачем нужно было все это городить? После выключения вентилятор свободно вращается еще секунд 20-30, т.к. слабый магнит сравнительно несильно «тормозится» об индуктор. То же самое происходит и при работе вентилятора – сведены к минимуму силы, действующие на индуктор, а, следовательно, и его вибрация.

Отсюда выходит и рекордно низкое энергопотребление – самая скоростная модель на 1850 об/мин потребляет около 1 Вт, а при 1000 об/мин и вовсе около 0,18 Вт. Оборотная сторона медали – высокое стартовое напряжение. Для 800 об/мин модели оно составляет чуть более 5 В, для 1150 и 1450 об/мин моделей – около 4 В, а для 1850 об/мин – 3,2 В. Отнимаем от этого около 0,6-0,8 В и получаем напряжение устойчивой работы вентилятора. Таким образом, для всех 5 моделей минимальная скорость вращения составляет порядка 300 об/мин. Напрашивается вывод: если вентиляторы на равных оборотах показывает одинаковое соотношение производительность/шум, то какой смысл брать младшие модели? Если это действительно так, то никакого.

3 4

На каждой лопасти (а всего их 9) вблизи ротора можно заметить «зазубрину». Возможно, она предназначена для снижения уровня шума или сокращения мертвой зоны.

В комплект поставки входит переходник с molex на 3-pin разъем и 4 винта для крепления. Переходник, кстати, оснащен отдельным выводом тахосигнала для подключения к материнской плате или реобасу.

5

Производятся вентиляторы в Индонезии, причем сам корпус отличается от оного у обычных вентиляторов. Пластик, из которого он изготовлен, похож на «совковый», но за счет этого корпус вентилятора необычайно жесткий – практически невозможно сжать вентилятор с боков так, чтобы крыльчатка начала чиркать об корпус. С обычными вентиляторами даже особых усилий прилагать не нужно, чтобы крыльчатка начала цеплять корпус.

 

В ходе тестов я неоднократно убеждался, что на равной скорости вращения разницы между различными «скоростными» версиями вентилятора нет ни по воздушному потоку, ни по шуму. Таким образом, чтобы не перегружать статью кучей графиков, на первом будут присутствовать только 2 модели: со скоростью вращения 800 об/мин и 1850 об/мин. А результаты получились следующие, для начала более скоростная модель:

10

Таблица:

11

Вентилятор можно назвать условно тихим при 1150 об/мин, практически бесшумным при 900 об/мин. Таким образом, необходимость в 500 об/мин модели отпадает вообще. 800 об/мин модели пригодится на радиаторах, именно при такой скорости вентилятор практически бесшумен.

Далее мы переходим к младшей модели:

2

Таблица:

12

Вентилятор не способен работать при напряжении ниже 3,5 В, а стартует с 5,0-5,1 В. При этом на минимальной скорости вращения в 210 об/мин он не смог хоть как-нибудь продуть установку с заслонкой.

Далее мы сравним оба вентилятора в диапазоне 300-960 об/мин без заслонки. Сравнивать будем относительно шума, т.к. относительно оборотов поток воздуха у младшей модели несколько больше, но выше и шум.

4

Если не считать некого провала при 690 об/мин, то старшая модель показывает результаты лучше. При уровне шума, близкому к минимальному, крайне сложно адекватно оценить поведение вентилятора. Тем не менее, младшая модель по шумовым характеристикам в целом хуже: мотор слегка потрескивает, да и наблюдаются незначительные завывания.

Таким образом, смысла в покупке младших моделей практически нет, особенно если у Вас есть приличный реобас. Если же есть желание использовать автоматический режим и стоит необходимость, чтобы при 100% уровень шума оставался умеренным, то стоит обратить внимание на модель со скоростью вращения 1150 об/мин.

Пришло время сравнить Scythe GT с одним из главных конкурентов – Triebwerk TK-122. В абсолютном отношении TK-122 показывает больший поток воздуха, но и шум при этом больше. Собственно, опять же сравнивать мы будем относительно шума. А ситуация следующая:

5

Я специально убрал подпись данных по потоку. А вот по поводу скорости вращения прокомментирую: до 1150 об/мин Scythe прилично уступает оппоненту, далее они идут наравне и при 1650 об/мин Scythe немного вырывается вперед. Таким образом, если Вам нужен тихий вентилятор, то Triebwerk будет лучше, причем даже не TK-122, а TK-121, который при сравнимом потоке оказывается еще тише.

Далее мы сравним ситуацию на радиаторе EK CoolStream RAD-XT, опять же относительно уровня шума:

7

Интересно? Интересно! Удивительно, но Triebwerk TK-122 проиграл практически всухую. Кстати, помните, что я советовал запомнить S-образную кривую на графиках из datasheet? Некое подобие можно видеть и здесь. Но предлагаю посмотреть на сравнение Scythe GT 1850 и Triebwerk TK-121.

8

Никакой ошибки нет – TK-121 действительно намного эффективнее, чем его старший брат. Это заметно как субъективно, это же фиксируют и беспристрастные приборы. Никогда бы не подумал, что между двумя сходными вентиляторами может быть такая разница. Впрочем, тут, скорее всего, сказывается вибрация и шум двигателя, а не воздушного потока – TK-122 на радиаторе еще и подвывает. Таким образом, для тихой системы Triebwerk TK-121 будет предпочтительнее, чем Scythe GT. Тем не менее, при оборотах выше 1500 об/мин (TK-121 при схожем потоке/шуме работает на 1100 об/мин), GentleTyphoon обгоняет Triebwerk, пусть и незначительно.

Уже предвкушаю, как некоторые читатели воскликнут, что Triebwerk толще в два с лишним раза, и что шруд (shroud) позволит Scythe GT вырваться вперед. Огорчу и обрадую одновременно: я провел не одну сотню замеров – на установке, без установки, с различными типами радиаторов и т.д. Дело в том, что на практически всех современных радиаторах вентилятор крепится не вплотную, а с небольшим зазором в 5-7 мм. В ходе тестов я перебрал десяток радиаторов и выбрал Black ICE GT Extreme Lite, т.к. он имеет среднюю толщину полезной части, но вентилятор при этом ставится почти вплотную. Кроме того, у него очень и очень плотное расположение ребер, что сильно затрудняет его продув. Тестирование производилось на установке без заслонки (использовалась специальная проставка, позволяющая очень плотно прицепить радиатор к установке, при этом соединение максимально герметично). Результаты теста Scythe GT 1850 со шрудом TFC ниже:

9

Думаю, что необходимо дать некоторые пояснения. Поток оставался либо неизменным, либо незначительно падал при установке шруда. А вот уровень шума поднимался значительно – как на слух, так и по показаниям шумомера. При этом появляются зазывания и гул, которые так же сильно снижают максимальные комфортные обороты вентилятора при использовании шруда. Неравномерность графика – это и есть причина гула и завываний, они пропадают на некоторой скорость вращения, а затем появляются опять. Честно говоря, подобные результаты были получена на всех радиаторах, но меня терзали сомнения, что должна ведь быть польза. Увы, но пользы никакой – абсолютно на всех радиаторах установка шруда ухудшает ситуацию. Да, возможно, что с каким-то вентилятором и при каких-то условиях будет какой-то минимальный выигрыш, но пока что-то подобрать такую комбинацию мне не удалось.

К недостаткам GentleTyphoon приписывают большую мертвую зону, а шруд якобы должен мертвую зону убирать. Тем не менее, результат выше. Воздух, как и электрический ток, пойдет туда, где меньше сопротивление. Таким образом, если вентилятор не вплотную к радиатору (как я уже упоминал выше, на всех современных радиаторах зазор между ребрами и вентилятором около 5-7 мм), то воздух будет проходить через все зазоры между ребрами. Да, есть вероятность, что в центре поток будет чуть меньше, чем с краю, но тем не менее.

Давайте подведем итог:

  • Для высокопроизводительной системы с умеренным уровнем шума лучше выбрать Scythe GT 1850.
  • Для бескомпромиссной системы оптимальным выбором станут Triebwerk TK-122, т.к. они способны эффективно продуть любой радиатор, но расплатой будет высокий шум.
  • Для тихой системы оптимальным выбором станет Triebwerk TK-121.

Стоит учитывать, что Scythe GentleTyphoon на 30 мм тоньше вентиляторов Triebwerk и в два с небольшим раза дешевле. Резюмируя, могу с полной уверенностью сказать, что GentleTyphoon не зря завоевал подобную славу – сравнительно тихий и высокопроизводительный вентилятор по приемлемой цене, отличным качеством сборки и изготовления, очень низким уровнем вибрации, так же рекордно малым энергопотреблением. Все эти факторы в сумме делают Scythe GT отличным выбором для большинства задач.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

This site uses XenWord.