Тест радиатора HWLabs GTS Lite

Как увеличить производительность радиатора? Одни фирмы идут на увеличение размеров, что иногда приводит к появлению поистине монструозных решений вроде серии Mora или Monsta Extreme, а другие – к увеличению плотности расположения ребер. Именно такой идеологии в большинстве радиаторов придерживается HWLabs, а герой сегодняшнего обзоры является одним из самых часто оребренных радиаторов. Речь идет о HWLabs GTS, конечно же.

Полное название серии – GT Stealth. Слово Stealth можно интерпретировать и в смысле «тихий», и в смысле «маленький, невидимый, компактный». И если второе можно понять, т.к. радиаторы GTS обладают сравнительно маленькой толщиной, то упоминания о максимальной производительности в тихом режиме вызывают только недоумения. Именно так, ведь радиаторы с частым расположением ребер полностью раскрывают себя лишь при высокой скорости вращения вентиляторов, а это вовсе никак не вяжется с понятием тишины. Более того, производитель утверждает, что в тихом режиме радиаторы GT Stealth могут наравне тягаться с радиаторами серии GT Xtreme (GTX). Последний не только значительно толще, но и имеет более редкое расположение ребер, что дает ему 100 очков в перед при обдуве вентиляторами на небольшой скорости вращения. Впрочем, результаты тестов расставят всех по местам.

Стоит сделать небольшое лирическое отступление и рассказать про Lite версию радиаторов. Специально для экономичных покупателей, которые борются не только за каждый градус, но и подсчитывают каждый вложенный в систему денежный знак, HWLabs решили выпустить облегченную версию каждого из радиаторов. Так в чем же заключается суть этого облегчения и стоит ли экономить? Первое, что бросается в глаза – это более простой внешний вид, боковины радиатора имеют угловатую форму, в то время как у обычной версии они более округлые. Другая и часть, где расположены отверстия под фитинги: в обычной версии эта часть (в английском ее еще называют «tank») монолитная с перегородкой внутри, в Lite версии она разделена на две части в виде равнобедренных треугольников. В обычной версии на ребрах радиатора под крепежными отверстиями для вентиляторов расположены специальные защитные пластины, которые полностью (в разумных пределах, конечно. С дуру можно и Monst’у насквозь винтом прошить) исключают повреждением ребер при перетягивании винта/излишне длинном винте. У Lite версии подобная защита отсутствует. Поверхность облегченной версии матовая и без какого-либо защитного покрытия, в то время как обычная версия имеет глянцевую поверхность, покрытую защитным слоем лака, который существенно повышает стойкость к появлению царапин.

Если судить со стороны «купил, поставил и забыл», то минусы не столь существенны. Если же хочется неких изысков (а Lite версия доступна лишь в черном исполнении, в то время как для обычной на выбор предоставляет 3 цвета: черный, синий и яркий красный), то выбор очевиден и он не в пользу облегченной версии. Различия в цене на момент написания статьи минимальны: 2,173 рубля за Lite версию и 2,298 рублей за обычную, разница в 125 рублей или менее 5,5%. При этом производитель обещает абсолютно идентичную производительность у обоих версий радиаторов, проверить это удастся скорее всего лишь на GTX и GTX Lite, т.к. из GTS серии ко мне попала лишь Lite версия.

1

Кстати, вот еще одно отличие – упаковка. И вновь обычная картонная коробка, в то время как не Lite радиатор упакован в красочную коробку.

2

Радиатор надежно упакован и плотно лежит внутри, что предотвращает его передвижения внутри коробки. По соседству лежат традиционные 3 пакетика с винтами М4:

7

Фото радиатора:

3 4 5

Размеры GTS Lite составляют 395х120х29 мм. И тут открывается еще один плюс Lite версии – ширина, т.к. не Lite радиатор имеет ширину 133 мм, что зачастую может затруднять установку его в корпус. Толщина вместе с обычными вентиляторами составит 54 мм (толщина SR1 без вентиляторов), а с толстыми Triebwerk’ами – 84 мм, т.е. все в пределах разумного.

Производитель заявляет плотность расположения ребер в 30 FPI. В реальности же этот показатель не постоянен по всему радиатору и составляет от 25 до 32-33 FPI:

6

ГДС радиатора, ввиду его меньше толщины, выше, чем у SR1: скорость потока уменьшилась на 20-21%.

 

Перейдем непосредственно к тестам, начнем со Scythe Gentle Typhoon:

1

В виде графика:

2

По максимальной рассеиваемой мощности радиатор обошел как SR1, так и EK RAD-XT. Неожиданно для радиатора, который почти в 2 раза тоньше соперников. Впрочем, при уменьшении дельты и/или снижении скорости вращения вентиляторов производительность резко падает и в тихом режиме GTS проигрывает в 1,5-2 раза тому же SR1. С другой стороны, чего еще ожидать при такой же разнице в толщине?

А вот Triebwerk’и хоть и развивают высокое давление, но вряд ли при 1200 об/мин способны обеспечить для GTS пьедестал, в лучшем случае не проиграть бы:

3

В виде графика:

4

Впрочем, небольшое преимущество над EK/SR1 при максимальной скорости вращения и максимальной дельте есть, но не более. При уменьшении интенсивности обдува и/или снижении разницы температур окружающей среды и воды тонкий GTS закономерно сдает свои позиции.

Вряд ли изменится ситуация и при использовании вентиляторов обычного типа – NoiseBlocker PL-2:

5

В виде графика:

6

И вновь при обдуве вентиляторами на максимальной скорости вращения вентиляторов GTS немного вырывается вперед, но так же быстро утрачивает преимущество и в тихом/производительном режиме прилично отстает от толстых радиаторов.

Перейдем к проверке производительности радиатора относительно уровня шума, традиционно начну с дельты 15 °С:

7

В тихом режиме TK-121 немного обошел Scythe GT, но ничего удивительно в этом нет: у толстого Triebwerk’а немного выше давление на низких скоростях вращения. С увеличением уровня шума Gentle Typhoon вновь выходит в лидеры, а PL-2 и TK-121 показывают в целом схожие результаты.

Посмотрим как изменится ситуация при дельте 10 °С:

8

Ситуация практически не изменилась, разве что результаты стали более плотными.

Наконец, расстановка сил при дельте 5 °С:

9

И вновь плотные результаты в тихом режиме, хотя стоит признать, что 60 Вт рассеиваемой мощности в тихом режиме для трехсекционного радиатора – это не серьезно, т.е. использовать его в таких условиях попросту нецелесообразно.

Далее я долго размышлял над темой того, как удобно и наглядно сравнить результаты тестирования разных радиаторов. Основная мысль в том, что радиатор попросту не может эксплуатироваться с постоянной дельтой разности температуры окружающего воздуха и воды. В разное время года в комнате разная температура, сегодня открыто окно, а завтра нет. Чего уж тут говорить, когда летом каждый день может быть разная температура на улице: сегодня, например, + 30°С, а завтра может быть +20 °С и лить дождь. Таким образом, в который раз я делаю вывод, что нужно отталкиваться именно от уровня шума, ведь по большей части СВО собирают для тихого и эффективного охлаждения. И именно тихого, т.к. если +10 °С на видеокарте – это не критично (все равно температура намного ниже, чем при воздушном СО), то разница между тихой/бесшумной работой и выделяющейся на уровне фонового шума системой значительно больше.

Идея такова: выбрать самые лучшие вентиляторы, каким-то образом просуммировать результаты и вывести в виде графика. Уверен, что ни у кого не осталось сомнений в том, что выбор пал на Scythe Gentle Typhoon. А вот по поводу суммирования результатов было много мыслей и в итоге я выбрал следующий: (результат при дельте 5 °С) * 3 + (результат при дельте 10 °С) * 1,5 + (результат при дельте 15 °С). Подобные коэффициенты были выбраны не потому, что 10 больше 5 в 2 раза, а 15 больше 10 в 1,5 раза, а потому что при таком раскладе каждый результат вносит максимальный вклад. Если производительность вентиляторов при максимальной дельте схожа, то и вклад этого результата схожий. Если же производительность результатов при максимальной дельте схожа, но при минимальной сильно разнится, то и итоговый результат будет наглядно показывать эту разница в общей эффективности.

Впрочем, сейчас Вы и сами все увидите наглядно. Итак, Scythe Gentle Typhoon и 3 разных радиатора:

10

И вот что получается: SR1 лидер по максимальной эффективности, но вентиляторы на нем работают более шумно, а при минимальной дельте он показывает посредственные результаты. GTS Lite при максимальной скорости вращения Scythe GT наравне с EK, но при снижении скорости вентиляторов сильно сдает свои позиции. И, как это не удивительно, только радиатор EK RAD-XT хорошо справляется с поставленной задачей во всех режимах работы.

Какие же из этого можно сделать выводы? Например, что если все же уровень шума для Вас не столь важен, а хочется компактный и производительный радиатор, то GTS – отличный выбор. А вот SR1 предстал не в лучшем свете.

Еще немного выводов:

  • Если вопрос ширины радиатора не стоит, то брать стоит только не Lite версию
  • Тонкие радиаторы с частым расположением ребер при интенсивном обдуве могут сравниться с радиаторами в 2 раза толще, но с редким расположением ребер
  • В тихом режиме частое расположение ребер практической пользы не дает
  • Scythe GT в который раз доказали свое превосходство

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

This site uses XenWord.