Тест помпы Laing D5 Vario

Сложно найти человека, который бы знал что такое СВО, но ни разу не слышал про помпы Laing. Изначально они создавались совсем для других целей, а немецкая фирма Laing, которая была основана в Штутгарте в начале 70-ых, в первую очередь нацелена на производство эффективных, надежных и тихих насосов, применяющихся в отоплении. В далеком 1983 году, будучи уже широко известными по всей Европе, они решаются выйти на Американский рынок, основав Laing Thermotech в Калифорнии. Именно под этим брендом и продаются сейчас самый популярные в мире помпы для систем водяного охлаждения.

Что же касается D серии, то и тут следует дать пояснения, ведь если есть D5, то должны быть и предшественники. Разумеется, они есть, причем все 4 – это D1, D2, D3 и D4. Отличаются они только мощностью мотора – 3,5, 6, 10 и 17 Вт соответственно. В нашем же случае наибольший интерес представляет лишь D4, потому как остальные слишком слабые для серьезного контура и популярностью у «водянщиков» не пользуются. По сути D4 – это D5 без регулятора оборотов, только судя по спецификациям производителя и различным тестам производительность D4примерно равна производительности D5 на 4-ой скорости, но помимо этого еще есть обновленный вариант под названием D5 Basic.

Другая отличительная особенность – это то, что D1-D4 без проблем можно регулировать путем изменения питающего напряжения в диапазоне от 6 до 24 В, а вот D5 Vario можно регулировать только при помощи встроенного регулятора, потому как в ней применяется система поддержания скорости вращения. Проще говоря, на 3-ей скорости, например, импеллер помпы должен вращаться со скоростью около 3300 об/мин и вне зависимости от входного напряжения электроника помпы будет пытаться поддержать эту скорость. Разумеется, при 7 В обороты просядут, потому как помпа попросту не в силах вращаться с этой скоростью при таком напряжении. Но если подать на нее 24 В, то она на секунду «взвоет» и опять вернется к 3300 об/мин. Таким образом, практической пользы от подключения к 24 В именно D5 Vario нет, разве что повысится энергопотребление.

Для тех, кому необходима максимальная производительность, создана особая версия D5 под названием D5 Strong. У нее нет регулятора, но зато она полностью раскрывается при 24 В, показывая высочайшую производительность. Но вряд ли есть реальный толк в подобном варианте для большинства систем, ведь и уровень шума при этом соответствующий.

Но начнем тестирование с обычной D5 Vario, как и все другие помпы Laing, она поставляется в белой картонной коробке:

 

1
Внутри кроме помпы больше ничего нет. Подключается D5 Vario посредством самого обычного разъема типа molex, а тахосигнал выведен на отдельный 3-pin разъем. Длина кабеля – чуть больше 50 см.

2

Пресловутый регулятор расположен на задней части, поворачивать его удобно обычный плоской отверткой, при этом скорости нефиксированные, поворачивая регулятор можно плавно изменять скорость помпы.

3

Разумеется, интересно заглянуть и в саму помпу, благо сделать это предельно просто, необходимо только открутить большое кольцо, которое соединяет корпус помпы с топом:

4

Статор представляет из себя цилиндр диаметром 59 мм со сферическим углублением, в котором располагается ротор аналогичной формы:

5

Ротор вращается на керамическом подшипнике в виде шара, подобная конструкция позволят не только существенно продлить срок службы помпы, но и максимально снизить вибрации, потому как ротор «плавает» и за счет центробежной силы самоцентрируется.

На роторе закреплен импеллер – это та же самая крыльчатка, только зажатая между двух круглых пластин. В отличие от традиционной крыльчатки это позволяет локализовать поток, т.к. жидкость не «соскальзывает вбок», если выражаться простым языком.

6

Взгляните на фото выше, а точнее – на зазоры между самими лопастями и корпусом ротора. Диаметр ротора 35,8 мм, а крыльчатки – 31,5 мм, т.е. зазор составляет 2.15 мм с каждой стороны – немало.

А вот индивидуальная балансировка каждого ротора приятно удивляет, на фото можно видеть два грузика в специальных выемках:

7

Интересно заглянуть и совсем во внутренности помпы, для этого нужно «отщелкнуть» крышку на задней части статора:

8

Особо вдаваться в подробности пока что не будем, отмечу лишь, что регулятор выполнен на обычном переменном резисторе, как и в 99% случаев это бывает. Плюс стоит большой пусковой конденсатор на 1000 мкФ. Думаю, что в будущем будет целая статья, посвященная электронной начинке помп, а пока что приступим к тестированию.

 

Методика тестирования довольно подробно описана в соответствующей статье, отмечу лишь, что испытания проводились на всех 5 скоростях, для начала результаты в виде графиков:

1

В зависимости от скорости и поток, и потребляемая мощность падает практически линейно, аналогично уменьшается и уровень шума. На максимальной скорости помпу вряд ли можно назвать тихой, ее отчетливо слышно с нескольких метров. Впрочем, если ее установить в корпусе в самом низу, то вполне возможно, что она о себе практически не будет напоминать.

Теперь данные в таблицах по всем 5 скоростям:

2
3
4
5
6

На мой взгляд, наиболее оптимально использование 4-ой скорости, потому как по ощущениям в плане шума различий с 3-ей не так много, а вот производительность уже прилично различается. Что же касается максимальной 5-ой, то использовать ее в тихих системах точно не стоит, потому что субъективно помпа становится слишком шумной, а вибрации уже довольно ощутимы.

В методике тестирования подробно описывается методика вычисления баллов производительности, чтобы оценить соотношение производительность/шум, а для наглядного примера были использованы данные, полученные на D5, так что график получился точно такой же:

7

У двигателей есть важная характеристика — это эластичность, которая, по сути, выражается шириной диапазона, в котором двигатель выдает основную часть крутящего момента, ее еще называют «полкой» — это близкая к горизонтальной линия на кривой крутящего момента. Так вот, эта полка определяет универсальность двигателя – напористый разгон с подхватом с самых низов и почти до отсечки. Помпа у нас эксплуатируется тоже в некотором диапазоне, потому что контуры разные, сопротивление разное и важно, чтобы помпа с высокой эффективностью могла охватывать как можно больший диапазон. Для этого высчитывается полезная работа и строится график в зависимости от расхода:

8
В данном случае мы видим, что помпа лучше работает с малорезистивным контуром, высокая эффективность сохраняется от 45 и до 100% расхода. У другой помпы, например, график будет сдвинут левее, т.е. акцент больше на давление, чем на максимальный расход, что важно в сложном контуре.

За производительность приходится расплачиваться размерами: габаритные размеры Laing D5 составляют 90х90х105 мм. Laing DDC несравнимо меньше – даже со стандартным топом выходит 62х85х37 мм, а если использовать сторонние, то немного уменьшиться длинна и увеличится высота. Впрочем, современные корпуса под СВО в большинстве случаев довольно габаритные и найти внутри места под помпу не составит труда.

Несмотря на то, что это первая протестированная помпа и сравнивать пока что не с чем, можно сделать вполне обоснованные выводы в виде плюсов и минусов D5 Vario:

Плюсы:

  • Высочайшая производительность
  • Высокая надежность за счет сферического ротора на керамическом подшипнике
  • Хорошее соотношение производительность/шум
  • Встроенный регулятор

Минусы:

  • Большие размеры
  • Максимальное давление достаточно низкое
  • Относительно дорогая

В качестве итога можно сказать только одно – популярность D5 Vario вполне заслуженная, несмотря на некоторые недостатки. Она отлично подойдет для не слишком сложного контура, а на 3-4 скорости достаточно тихо работает, а энергопотребление сравнимо или даже меньше, чем у Laing DDC.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

This site uses XenWord.