Вардар – это холодный и сухой северо-западный стоковый ветер в районе Салоники. Вполне подходящее название для серии вентиляторов, позиционируемой EK как «лучший выбор для радиаторов водяного охлаждения». Но сможет ли Vardar F4 оправдать столь громкое заявление?
Словенская компания отмечает, то на разработку новой серии у них ушло около года, не обошлось и без CFD (т.н. вычислительная гидродинамика) и тестов в безэховой камере. В результате получилась целая линейка из 7 вентиляторов типоразмера 120 мм и еще 4 из категории 140 мм. Нас же интересуют модели 120 мм, отличаются они максимальной скоростью вращения (от 1150 до 3000 об/мин, цветом и диапазоном управления посредством PWM).

На тесты попала модель EK-Vardar F4-120 с максимальной скоростью вращения 2200 об/мин:

22509


Вентилятор выполнен во вполне распространенной цветовой гамме: черная рамка и серая крыльчатка, пластик достаточно качественный и прочный.

22511


На обратной стороне вентилятора представлены краткие технические характеристики, ссылка на сайт EK, а также упоминание о стране-разработчике и стране-производителе.

В основе EK-Vardar лежит двойной шарикоподшипник с заявленным сроком службы 50 000 часов. Отдельно производитель отмечает форму крыльчатки и загнутую кромку:

22513


Тестируемый вентилятор был снят с СВО EK Predator и оснащен коротким кабелем без оплетки. У продаваемых отдельно Vardar’ов кабель длиннее (300 мм) и облачен в черную оплетку.

Весьма часто можно встретить сравнение EK-Vardar и Scythe GentleTyphoon, ведь и во внешнем виде у них есть общее:

22515


Сходство действительно есть, в первую очередь по цвету, похожи и лопасти у крыльчаток, но если у вентилятора EK количество лопастей традиционное для почти что всех компьютерных вентиляторов (7 штук), то у GentleTyphoon их уже 9.

Различаются рамки – у Тайфуна она толще, жестче и в целом более качественно сделана. Чуть позже мы сравним их и по производительности/шуму.


На тестовом стенде были получены следующие результаты по EK-Vardar F4-120:

22510


22512



Минимальное стартовое напряжение – около 6.5 В, при этом же напряжении вентилятор устойчиво вращается со скоростью 640 об/мин. Из-за этого сам диапазон регулировки по напряжению достаточно узкий – всего 5.5 В, от до 6.5 до 12 В, что вызывает трудности если Вы собираетесь использовать Vardar-F4 на скорости вращения менее 1000 об/мин и задавать скорость при помощи с «крутилкой» - потребуется ювелирная работа, а незначительные изменения напряжения сильно сказываются на скорость вращения. Таким образом, для этих целей лучше взять модели помедленнее – F1 или F2, например.

Отдельно стоит отметить откровенно невыдающиеся результате в тесте с заслонкой, т.е. когда важно именно создаваемое вентилятором давление. Несмотря на заявления производителя о “high pressure”, результаты прилично хуже, чем у лидером рынка.

Теперь же сравним EK-Vardar F4-120 с лидером наших прошлых тестов в категории «лучший корпусной вентилятор» - BeQuiet! USC 12:

22514



И в который раз приходится констатировать факт преимущества проверенного временем BeQuiet! Впрочем, не стоит забывать, что Vardar позиционируется как вентиляторов для СВО.

Следующий тест будет проходить на стенде для тестирования радиаторов. Подопытные устанавливаются на EK XT 120, мощность нагрева выставляется в 150 Ватт, оценивается разница между температурой воздуха и жидкости в контуре. Чем эта разница (дельта) меньше, тем более эффективно справляется вентилятор со своей задачей. А в качестве оппонента выступит до сих пор непобежденный Scythe Gentle Typhoon:

22516



Увы, но Vardar F4 не смог даже приблизиться к GentleTyphoon, разрыв в среднем составил от 2 до 2.5 °С, т.е. более 20%, а это достаточно большой разрыв.

Справедливости ради отмечу, что шум от вентилятора в целом равномерный, без цоканья, гула или каких-либо других призвуков. Комфортная скорость вращения – до 900 об/мин, дальше уже становится отчетливо слышно шум воздушного потока в тихом помещении. В итоге у EK получился пусть и не идеальный и не лучший, но вполне интересный вентилятор, который вполне подойдет для использования на радиаторах, особенно с учетом того, что GentleTyphoon становится практически нереально купить.


Что понравилось:

· Интересный внешний вид
· Неплохая производительность
· Отсутствие посторонних шумов при работе
· Кабель в оплетке
· Двойной шарикоподшипник

Что не понравилось:

· Производительность не дотягивает до лидеров
· Хорошее, но не идеальное качество изготовления